Почему дети бывают жестоки?

Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях.
Отношения

О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама Наталья Ялтанская и православный психолог Людмила Ермакова.

«Когда окружающая среда агрессивна,
то детская психика ломается»

Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что жестокость происходит от жестокости. Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.

Про жестокость детей

Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания.Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость. Как же ему самому поступать?

Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу

Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу – дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.

У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”. Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».

Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех– это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.

Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением. Но все-таки самое главное – самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем. Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.

Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.

Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит. Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать».

В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам. Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его. Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.

Там, где люди искренне верят в Бога, дети более спокойные и меньше поводов к проявлению детской жестокости

Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая. Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по заповедям Божиим, там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям. Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.

Мисс Титс