Слатшейминг: Почему женщин осуждают за сексуальность

Оставайтесь собой и позвольте мне тоже быть собой, — пишет Ким Кардашьян в своём эссе
Разное

«2016 ГОД. ПОРА УЖЕ ЗАВЯЗЫВАТЬ С БОДИШЕЙМИНГОМ И СЛАТШЕЙМИНГОМ. Я не собираюсь зависеть от тех, у кого какие-то проблемы с моей сексуальностью. Оставайтесь собой и позвольте мне тоже быть собой, — пишет Ким Кардашьян в своём эссе. — Я мать. Я жена, сестра, дочь, предпринимательница, и я имею право быть сексуальной». Ким Кардашьян — одна из самых объективируемых женщин планеты, метаженщина и поп-дива, которая точно знает, куда идёт на своих каблуках и что по этому поводу думает. Но мир видит в ней в основном части тела: ну да, они у неё есть, и да, она ими гордится.

kardashianjpg.520.360

Женщины, не скрывающие своей сексуальности, вызывают полярные реакции — где от восхищённого обсуждения до осуждения всего один шаг. Эмбер Роуз защищает Ким Кардашьян и ее обнажённые селфи, призывает не стыдиться связей на одну ночь и активно критикует двойные стандарты, касающиеся мужской и женской сексуальности. «Жаль, что я не поняла раньше, что реакция окружающих на мою сексуальность — это не моя проблема, а их», — говорит Эмили Ратаковски, прославившаяся после клипа Робина Тика «Blurred Lines».

У самого понятия слатшейминг (осуждение женщины за «фривольный» внешний вид или поведение, равнозначное крику «шлюха!») нет аналога в русском языке, как и устоявшегося перевода. И это тот случай, когда слова нет, а явление есть. Достаточно вспомнить, как совсем недавно в соцсетях проходились по внешности и манерам Ларисы Сладковой, ведущей прогноза погоды на челябинском отделении канала СТС. Не секрет, что на должность ведущих метеопередач во всём мире часто берут эффектных женщин, способных приковать внимание к экрану — до сих пор считается, что секс способен продать что угодно, в том числе атлантический антициклон. На итальянском канале Rete 4 подобный подход к выбору ведущих обернулся крупным секс-скандалом, а новый руководитель службы новостей начал перемены на канале с того, что сделал ведущими прогноза погоды профессиональных метеорологов.

Мексиканский канал Televisa Monterrey вообще прославился благодаря нескольким сексуальным ведущим прогноза погоды. Девушки быстро стали известны под прозвищем «куколки» и начали появляться и в других шоу; в одном из них грудь и талию героини мерили сантиметром. Мексиканские ведущие считают, что выглядеть сексуально — их обязанность, потому что именно этого от них требует руководство канала и зрители. «Важно иметь красивое тело, — говорит ведущая Габриэла Лосоя. — Я ставлю себя на место зрителя: если я увижу на экране кого-то некрасивого, я переключу канал». И это очень важный момент, о котором мы часто забываем: именно система и общество диктует подобные стандарты внешнего вида, и эта же система и общество считают себя вправе их осуждать.

Традиционное представление о сексе, где мужчина берёт, а женщина даёт, превращает сексуальную женщину в объект

С одной стороны, нам внушают, что сексуальность — необходимая, если не основная черта женщины, с другой — «чрезмерная» сексуальность регулярно вызывает парад язвительных шуток и устойчиво ассоциируется с легкомысленностью, вульгарностью и глупостью. И право проводить границу между «хорошей» и «плохой» сексуальностью общество берет на себя. Стоит вспомнить пост Сергея Пархоменко о ведущей «Эха Москвы» Эрике Эвер, где знаменитый и опытный журналист, опубликовав фотографию сексуально выглядящей ведущей, сделал вывод о её непрофессионализме по внешности.

Подобная реакция напоминает знаменитые кадры из фильма «Малена», который отлично объясняет механизм объективации и нападки на сексуальных женщин. Главная героиня, показанная глазами влюблённого в неё подростка, на протяжении всего фильма практически не говорит и очень мало действует. Главная, определяющая черта Малены — это её сексуальность, которая порождает ничем не подтверждённые слухи о её многочисленных связях с мужчинами и в конце концов окончательно разрушает её жизнь. Молчит она не потому, что ей нечего сказать — просто тем, кто её окружает, нет до её слов никакого дела. Малена для них не человек, а центр их сексуальных фантазий. Объект без голоса. Зачем вам голос, девушка, с такой-то попой и такими ногами?

Стереотипы, существующие веками, говорят нам, что женская сексуальность может выражаться только через мужское желание, мужские взгляды, а значит, откровенно сексуальная женщина есть овеществлённое желание мужчин, которые её окружают. В патриархальном обществе женская сексуальность находится под контролем мужчин: именно они решают, будут ли внешность и поступки женщины считаться развратными и недопустимыми или, наоборот, вызывать желание и, следовательно, одобрение. Именно поэтому так часто жертвами слатшейминга становятся женщины, которые берут свою сексуальность в свои руки и самостоятельно распоряжаются своим телом: с обвинениями сталкиваются и те, кто свободно меняет партнёров, и те, кто отказывает мужчине в сексе.

Традиционное представление о сексе, где мужчина берёт, а женщина даёт, превращает сексуальную женщину в объект по умолчанию. Чем ярче выражена эта сексуальность, тем сложнее нам абстрагироваться от неё и разглядеть за сексуальным телом (а также декольте, мини-юбкой или фотографией в обнажённом виде) человека с биографией, системой взглядов и чувствами. Сочувствовать подчёркнуто сексуальным женщинам, которых осуждает общество, труднее, потому что они не соответствуют нашим представлениям о том, как должны выглядеть и вести себя жертвы. Куда проще решить, что объём мужского внимания, которое им достаётся, компенсирует все нападки и делает их заслуженными.

С другой стороны, считается, что привлекать слишком много внимания неприлично: женщинам полагается скрывать, контролировать свою сексуальность и беречь её для «того единственного». Выставленная на всеобщее обозрение, сексуальность как бы обесценивается, а вместе с ней обесценивается и сама личность женщины — и сильнее всего это заметно в том обществе, где ценность женщины для общества определяется в первую очередь её привлекательностью. Откровенно сексуальная женщина в сознании окружающих отчасти перестаёт быть человеком. Она — воплощённое желание смотрящих, объект, который можно свободно обсуждать. Домогательства воспринимаются многими как справедливое наказание за «чрезмерную» сексуальность.

Право на свою точку зрения, право на сложную внутреннюю жизнь во многом делает человека человеком в глазах других людей. Каждый раз, когда перед нами оказывается женщина, выглядящая подчёркнуто сексуально, куда проще обвинить ее в отсутствии вкуса, аморальности или глупости, ну или в конце концов в том, что она не нашла в себе силы бороться за право выглядеть иначе. Ведь выраженная сексуальность может быть как осознанной и добровольной, так и навязанной обществом, и разобраться, что первично, порой очень непросто. Поэтому в первую очередь важно признать долю собственной вины в происходящем и понять, что причина слатшейминга кроется не в поступках и внешности других людей, какими бы ни были их мотивы, а в нашем к ним отношении. И хорошая тренировка для этого — научиться видеть под сексуальным нарядом человека, а не только отдельные части тела.

ФОТОГРАФИИ: cover photo Miramax Films

Дарья Сухарчук (Источник)

Мисс Титс