Надежда Румянцева: «Актер должен нести людям свет, добро, надежду и любовь. Если этого нет, тогда зачем такое кино»

«Рядом с ней невозможно было грустить, – рассказывала Людмила Гнилова. – Надя – это всегда улыбка, всегда радость.
Разное

9 сентября легендарной актрисе советского кино, Надежде Румянцевой, могло бы исполниться 85 лет. Многие и сейчас цитируют «Девчат» и «Королеву бензоколонки» и уже не могут представить себе актрису иначе как веселой жизнерадостной девочкой. И именно такой Надежда Румянцева всегда была в жизни. Благодаря этой целеустремленности, Надежда Румянцева смогла создать образы, которые считаются культовыми и по сей день.

9 сентября 1930 года появилась на свет советская актриса театра и кино, певица Надежда Васильевна Румянцева. Своё детство она провела в селе Потапово Смоленской области. Уже тогда Надя проявляет ту живую веселость, за которую позже её полюбит вся страна. Целыми днями девочка бегала во дворе с ребятами, вместо того, чтоб менять наряды куклам.

Об этом времени Румянцева позже вспоминала: «Я росла в очень простой и хлебосольной семье. Дом всегда был полон гостей. На столе стояли простая картошка, капуста и огурцы, но делалось это с таким радушием. Мать-домохозяйка обожала танцы и кино, именно она привила мне любовь к искусству. Мой папа работал бригадиром на поездах дальнего следования, у него были очень длинные маршруты — до Владивостока и Пекина. Мы его месяцами не видели… Папа — смоленский крестьянин, настоящий русак, который любил людей и не выносил одиночества. В доме у нас всегда были кошки, собаки и куры. И во мне это было заложено — любовь к природе и животным».

«Артисткой» Надежда Румянцева стала еще в школе. Точнее она получила такое прозвище от сверстников за то, что ей непременно надо было быть одновременно везде, она всё обо всех знала и везде была самой первой. Румянцева ходила на пение, гимнастику и участвовала в художественной самодеятельности. Девочка училась на «отлично», хотя за свое взбалмошное поведение считалась сорванцом.  Актриса даже позже призналась, что такое поведение было намеренным, чтоб, мол, уважать все начали.

Вскоре началась война. Отец Румянцевой отправился на фронт, а мать с дочерью это время переживали в подмосковных Жаворонках, практически на линии фронта. Но даже в это тяжелое время, несмотря на свой юный возраст, Надежда Румянцева не унывала. Она быстро организовала из одноклассников агитбригаду: они ходили по окрестным госпиталям и выступали перед ранеными. «Я по натуре не тот человек, который впадает в уныние. Такой характер сложился в детстве, когда достатка в семье не было и постоянно приходилось искать способы, чтобы просто-напросто выжить. Особенно во время войны, когда отец сначала был на фронте, а потом вернулся с тяжелым ранением. Как ни странно, я всегда была старшей в доме: брат и родители часто обращались ко мне за советом. У меня достаточно аналитический ум, я очень энергична, и, если принимаю решение, нужно очень постараться, чтобы помешать мне его осуществить», — рассказывала потом актриса.

После окончания школы, Румянцева решила, что такой живой активистке дорога прямо на сцену. Но выбор театральных училищ был обширен, и перед будущей актрисой стоял серьезный выбор. Сама актриса рассказывает о нём так: «В 17 лет я выглядела на 14. Я знала о приеме в школу-студию МХАТа, но там работали мастера — Тарасова, Грибов, Массальский… А в Вахтанговском все стройные, длинные девушки играют принцессу Турандот. И вдруг Детский театр: мышка-норушка, терем-теремок. Это мое».

Поэтому Надежда отправилась в Москву на вступительный конкурс в школу-студию при Центральном детском театре. Для творческой части Румянцева приготовила знаменитый монолог Фамусова из «горе от ума», но в аудитории её ждал сюрприз. В приемной комиссии помимо Ольги Пыжовой и Валентины Сперантовой, сидел Иван Воронов, который как раз и прославился этим самым монологом. Бедная Надежда Румянцева так растерялась, что стала буквально выкрикивать свои реплики, ходя из угла в угол, периодически прикрывая на себе воображаемый распахнутый халат, а в конце сорвала с себя панаму и затоптала её ногами. К огромному удивлению будущей актрисы, члены комиссии были так поражены её выступлением, что приняли девушку на учёбу одной из первых. Правда это вступительное выступление осталось с Румянцевой надолго: будучи уже известной актрисой, когда она приходила на репетиции, коллеги в шутку говорили: «О, Фамусов пришел!».

Но на вступительных экзаменах не закончились все приключения Румянцевой в детском театре. Уже на первом курсе её пригласили на главную роль в репертуарный спектакль «Я хочу домой». Ольга Пыжова, которая на тот момент была художественным руководителем Центрального детского театра, в своих мемуарах вспоминала: «Мы с Борисом Владимировичем Бибиковым ставили пьесу Сергея Михалкова «Я хочу домой». В фойе, через которое мы проходили на репетицию, учащиеся студии занимались сценическим движением. Одна из девочек выполняла танцевальные «па» с необыкновенной серьезностью и вниманием. В коротеньком платьице, она была похожа на тоненькую стрекозку… Этот день для Нади во многом стал решающим. Борис Владимирович настоял, чтобы роль Иры Соколовой, на которую мы никак не могли найти исполнительницу, поручили самой юной студентке студии — Румянцевой».

С этого момента начался путь к славе Надежды Румянцевой. Спектакль «Я хочу домой» в 1949 году был награжден Сталинской премией. А о начинающей актрисе заговорили. «Роль этой девочки трогательно, с поражающей естественностью играет молодая актриса Н.Румянцева», — такие слова написал Лев Кассиль в «Литературной газете».

Но, как неожиданно пришла к Румянцевой слава, также непредсказуемо и закрылась студия Детского театра. Впрочем, для Надежды это не было такой уж большой трагедией, ведь на тот момент она уже числилась во вспомогательном составе труппы. Да и к тому же Ольга Пыжова сразу предложила ей место на факультете ГИТИСа, правда только вольного слушателя. Но через год старательная и настойчивая Румянцева стал полноценной студенткой. Да и театральный репертуар пополнился ролями Иринки в спектакле «Её друзья» и храброй Маши в спектакле «Репка». «Я буквально купалась в своей профессии», — скажет позже Румянцева.

В это же время актрису начинают замечать и кинорежиссеры. Николай Лебедев принес Румянцевой сценарий фильма «Навстречу жизни» прямо за кулисы. Но, хоть Ольга Ивановна Пыжова и пыталась уговорить руководство отпустить Румянцеву, они стояли на своем — студенты, снимающиеся в кино, сразу исключаются. И, тем не менее, Ольга Пыжова посоветовала Наде рискнуть: «Я отпустила Надю. И не только отпустила, но и помогла преодолеть сопротивление администрации. Это произошло потому, что я уже достаточно хорошо знала свою ученицу, верила в нее», — рассказывает она. Фильм «Навстречу жизни» 1952 года и стал дебютным для Надежды Румянцевой.

Все еще юная Надежда со всей серьезностью подошла к роли. Девушка даже посетила ремесленное училище, чтоб лучше разобраться в токарном деле. О своей карьере в кино Румянцева тогда говорила так: «Это не только съемки в Москве, но и экспедиции… можно поехать на море или на Северный полюс, или в пустыню. Я ведь нигде не бывала». И первые съемки стали для девушки и первым путешествием. Фильм снимался на Балтике. Надежда даже умудрилась в октябре свалиться в холодную воду, после чего несколько дней пролежала в больнице.

А вот в институте стремления молодой актрисы не поняли, и исключили её за нарушение правил. В этом же году уволили и из театра. Но все эти неудачи никак не повлияли на будущее актрисы, ведь первая кино-роль проложила ей дорогу к славе. Румянцева рассказывала мне, что ушла из детского театра, потому что поняла выгоду кино, — рассказывал художник и историк моды Александр Васильев. — Выгода заключалась в том, что в кино есть крупный план, которого театр не дает. Она считала, что мимика её лица позволила ей в кино раскрыться как актрисе полнее, чем на театральной сцене. Поспорить с этим нельзя».

Да и проблемы с учёбой длились недолго. Здесь её снова выручила Ольга Пыжова, которая вместе с мужем устроилась преподавать во ВГИК. Туда и поступила Румянцева сразу на третий курс. Проблем со съемками в кино в этом вузе уже не возникало, так что работа закипела. В 1953 году Надежда Румянцева снимается в одном фильме с Ольгой Пыжовой — «Алеша Птицын вырабатывает характер». Кстати, молодые партнеры по съемкам всё никак не могли уяснить, что Надя не их сверстница и норовили подергать её за волосы.

Но этот период ознаменовался для Румянцевой еще одним событием — она впервые влюбилась. Их роман с Юрием Беловым обсуждал весь курс. Но неожиданно пара распалась и Румянцева вышла замуж за Владимира Шурупова. «Мы поженились, когда оканчивали институт, и никто из себя ничего не представлял. И вдруг ему предложили поехать под Свердловск, в закрытый атомный городок. Я только начала сниматься, сказала: «Володь, представь себе: я уеду, буду там играть, но кто это будет видеть? Допустим, мы десять лет там проработаем, а потом вернемся. И кому мы будем нужны?», — вспоминала Румянцева. Поэтому вскоре они с Шуруповым развелись.

Но о своем расставании Надежда Румянцева вскоре забыла, ведь карьера её стремительно развивалась. В 1955 году актриса снялась сразу в трех картинах: «Морской охотник», «Мексиканец» и «Сын». За этим последовала работа в фильмах: «Море зовет», «Звездный мальчик», «Гори, гори, моя звезда» и «Очередной рейс». Актриса Лионелла Пырьева рассказывала: «В фильме «Вольный ветер» Надя играла Пепиту, а я — Стеллу. Я всегда ею восторгалась. Она была жадная до работы, любознательная и очень остренькая на язычок. Она прозвала режиссера Леонида Трауберга циклопом — у него был косой глаз, — и его все так стали называть. Надя не бросала слов просто так — дерзко, но в точку».

Надежда Румянцева каждый год пополняла свою фильмографию минимум одним фильмом. Так уже в 1959 году роль Нади Берестовой в комедии «Неподдающиеся» писалась специально для Румянцевой. Это был первый шаг к самой легендарной её работе. Увидев дуэт Надежды Румянцевой и Юрия Белова, режиссер Юрий Чулюкин сразу же решил снять их в своем следующем фильме — «Девчата». Правда, Белова начальство не утвердило, и на роль Ильи взяли Николая Рыбникова.

Фильм «Девчата» стал в прямом смысле звездным для Надежды Румянцевой. Ей был уже 31 год, когда она играла 18-летнюю Тосю Кислицыну, и, тем не менее, актрисе удалось создать икону именно для молодежи. Но вот на самих съемках все было не так уж легко. Сам процесс проходил достаточно экстремально, ведь лютые северные морозы снимали в мае-июне, а финальную сцену поцелуя в тридцатиградусную жару пришлось играть в Ялте. Так что актёрам пришлось немало потрудиться, чтоб правдоподобно померзнуть на искусственном снегу.

Коллега по съемкам Румянцевой, актриса Светлана Дружинина рассказывала: «Приехал очень профессиональный, уверенный, сильный актер, который к Наде Румянцевой никак не мог пристроиться, они совершенно не подходили друг другу». Рыбников считал, что в каждом кадре Румянцева «тянет одеяло на себя». «В конце концов, фильм называется «Девчата»! Почему это на съемочной площадке актер мужского роду-племени? — возражала Румянцева. — Да и к тому же он постоянно опаздывает на съемки». Впрочем, тогда никто из актёров и предположить не мог, что они снимают классику, и после выхода картины исполнителям главных ролей буквально не будут давать прохода на улице.

И такая слава пришла к «Девчатам» несмотря на то, что начальство его не особо то и одобрило, сочтя слишком простым. Да и громкой премьеры у него не было: фильм вышел только в 1961 году в неудобное время в кинотеатрах второго плана. Но о фильме почти сразу узнали все, и старались попасть на сеанс всеми силами. «Девчат» в первую же неделю буквально разобрали на цитаты. Кстати, в 1962 за роль Тоси Надежда Румянцева получила специальный приз кинофестиваля в Мар-дель-Плато «За лучшее исполнение женской роли». Фильм также был награжден почетным дипломом Эдинбургского кинофестиваля в Шотландии, и отмечен на Международном фестивале фильмов для молодежи в Канне. А в европейских газетах Надежду Румянцеву сравнивали с Джульеттой Мазиной.

«Рядом с ней невозможно было грустить, – рассказывала Людмила Гнилова. – Надя – это всегда улыбка, всегда радость. Однажды мы поехали навестить заболевшую подругу, в автобусе не было мест. Надю сразу узнали, и все поднялись и уступили места – как будто Надя могла занять сразу столько мест. Соседи её знали и любили. Приедешь, спросишь, как пройти, – и сразу подскажут: «А, Тося Кислицына? Ну, пойдем, дочка, провожу». Продавщицы оставляли товар и показывали дорогу. На рынке все даром отдавали. Ведь Надя – это счастье. Вы знаете, такого человека невозможно представить неживым».

В 1963 году Надежда Румянцева стала заслуженной артисткой РСФСР. И в следующем году она играет еще одного культового персонажа — Людмилу Добрыйвечер в легендарном фильме «Королева бензоколонки». Изначально, эту роль должна была исполнять эстонская актриса Терье Луйк, женщина невероятно красивая, но с полным отсутствием чувства юмора. И долго перебирая кандидатуры, решили остановиться на Румянцевой. Правда, сценарий под неё пришлось слегка изменить, но от этого фильм только выиграл.

Вплоть до 1967 года Надежда Румянцева появлялась на экране каждый год. Но потом на восемь лет резко исчезла с экранов и о ней никто даже не слышал. Слухи об актрисе ходили разные, и не самые приятные. Но всё было гораздо проще — Надежда Румянцева влюбилась в армянского дипломата Вилли Вартановича Хштояна. «У меня уже тогда был багаж ролей. И я думала: ну еще одна роль, еще — и что дальше? А у Вилли так карьера складывалась, что надо было поехать за границу торгпредом», — рассказывала позже журналистам Надежда Васильевна.

К тому же последний фильм с её участием, «Крепкий орешек», вызвал волну негативных отзывов и гневных писем в адрес людей, создавших картину, высмеивающую Красную армию. Поэтому после возвращения на Родину, Румянцева решила надолго уехать с мужем за границу. Они жили в разных местах, включая Египет и Малайзию, и Румянцева по прежнему много снималась в кино. Но на том этапе актриса поняла, какие у неё теперь приоритеты: «Мой главный долг — быть рядом с мужем. Я хорошо усвоила, кто у нас глава семьи (для армянина это особенно важно). Он не должен говорить: «Я муж Нади Румянцевой». Это я должна говорить: «Я жена Вилли Вартановича», — рассказывала Надежда Румянцева.

В СССР они вернулись только в конце 70-х годов. Надежда Румянцева снялась еще в пяти фильмах, но также и попробовала себя уже в новой сфере. На телевидении она устроилась ведущей программы «Будильник», а также занялась озвучиванием мультфильмов: её голосом заговорила Мартышка из серии мультфильмов про «38 попугаев», утенок Билли из русского дубляжа «Утиных историй» и Куки в «Ловушке для кошек». Поэтому отсутствию новых ролей, актриса не расстраивалась, а напротив радовалась возможности реализовать себя в новых сферах. И не просто реализовать, а достигнуть колоссального успеха. Мало кто знает, но красавица Нина из «Кавказской пленницы» говорит голосом Надежды Румянцевой. А в переводе знаменитого сериала Дэвида Линча «Твин Пикс» Лора Палмер, Донна Хэйворд, Одри Хорн, Люси Моран, Мэдлин Фергюссон, Шелли Джонсон, Джози Пэккард и Энни Блэкберн говорят голосом «королевы бензоколонки».

Актриса Людмила Гнилова, близкая подруга Румянцевой рассказывала: «Мы вместе озвучивали «Утиные истории». Шутили, дурачились, говорили утиным голосом по телефону. Поднимешь трубку, а там: «Алло, это братец Лю? Это братец Надю» – почти как братья-утята. Надя была по-настоящему добрым человеком, не раз меня выручала. Я могла ей позвонить в любое время дня и ночи. Когда у меня были проблемы, Надя умела сказать что-нибудь простое и смешное – и сразу легче становилось».

Да и в том, что Надежда Румянцева мало снималась в кино в те года, виной было не отсутствие предложений, а то, что сама актриса от многих из них отказывалась. Румянцева ни в какую не хотела играть в фильмах с криминальными разборками и множеством убийств: «Я лучше поеду сажать цветы на даче, чем буду тратить время на такие фильмы. Актер должен нести людям свет, добро, надежду и любовь. Если этого нет, тогда зачем такое кино», — говорила Румянцева.

В последние годы своей жизни Надежда Румянцева вела достаточно тихую и уединенную жизнь. Она много занималась цветами, чувствуя свои родные корни и детство, проведенное на природе. В 2000-х годах актриса снялась в нескольких лёгких фильмах, но роли эти были не сильно заметными.

4 апреля 2008 года актрисе резко стало плохо, и её доставили в одну из столичных клиник. «Надя была здоровым, активным человеком. И вдруг эта опухоль… Она мучила её полтора года. Но Надя справилась с ней! Полностью восстановилась. И вот болезнь внезапно вернулась…», — рассказывает Галина Пешкова. Надежда Васильевна скончалась вечером 8 апреля 2008 года, в возрасте 77 лет. Она похоронена на Ваганьковском армянском кладбище.

«Вилик был рядом с Надей до последней минуты. Ведь они прожили вместе больше 40 лет! – говорила Галина Пешкова. – В их доме всегда было радостно, светло и уютно. Многие считают, что, выйдя замуж за Вилика, Надя вынужденно перестала сниматься в кино. Но для нее это совсем не было жертвой, скорее естественным ходом событий. Ведь она была с любимым мужчиной! Она никогда не жалела о несыгранных ролях».

Наверное, трудно вспомнить на советском, да и на мировом экране человека, который одним своим появлением вызывал в душе теплые чувства. Именно такой была Надежда Румянцева. Актриса всегда старалась всё успеть, всем помочь и при этом не забыть улыбнуться. Она всегда знала, что всё будет хорошо, и что надежда обязательно есть. Именно эта жизнерадостность помогла Надежде Румянцевой прожить долгую и наполненную счастливыми моментами жизнь.

автор: Елена Яковлева

Мисс Титс