Раньше я потребности человека расставлял в следующей последовательности:
Я полагал, что главный инстинкт — это пищевой. Пока он не удовлетворен, то человек ни о чем другом думать не может. Когда человека мучает голод, то он рискует жизнью, чтобы добыть пропитание и воду.
Но если он не голоден, то наступает черед удовлетворять оборонительный инстинкт, что проявляется в приобретении квартиры и пошиве одежды.
Только после этого, думал я, наступал черед сексуального инстинкта.
В последнюю очередь, полагал я, нужно было думать об удовлетворении чувства собственной значительности. Это чувство можно удовлетворить, с моей точки зрения, только путем личностного роста, приобретая навыки и став профессионалом экстра-класса. Автоматически тогда появляются деньги, и растет социальный статус.
И действительно, ко мне приходили люди, у которых более или менее было благополучно с удовлетворением пищевого и оборонительного инстинктов. И обычно все проблемы крутились вокруг сексуального инстинкта и чувства собственной значительности (инстинкт лидерства).
Надо сказать, что большинство людей обращалось ко мне с просьбами об удовлетворении своего сексуального инстинкта. Причем при этом они все время говорили о любви. Реже человека беспокоили проблемы удовлетворения чувства собственной значительности.
Когда я проанализировал свой материал, то выяснил, что подавляющее большинство людей, обращавшихся с просьбами об удовлетворении сексуального инстинкта, оказались людьми не состоявшимися, не сделавшими карьеры, не ставшими специалистами экстра-класса, часто просто не умеющими себя обеспечить материально.
Тогда я понял, что эти люди через решение сексуальной проблемы хотят удовлетворить чувство собственной значительности, еще не заняв соответствующего положения в обществе, не умея себя обеспечить. Более того, через решение сексуальной проблемы они хотят решить проблемы материальные. Я это явление называю латентной проституцией, т. е. скрытой, не явной, часто неосознаваемой самим субъектом, зараженным ею. Чаще этим грешат женщины, но и подобные мужчины встречаются.
Опишу вкратце суть этого явления.
Я как-то был приглашен в школу красоты проводить занятия по психологии общения. Учащимися этой школы были девушки в возрасте 12—16 лет, дети довольно обеспеченных родителей. Их обучали красиво наносить макияж, красиво ходить, красиво одеваться, красиво накрывать на стол и пр. Когда я спросил, в чем смысл их теперешней жизни, они мне почти хором ответили: «Найти человека!». Я спокойно спросил их: «А может, стать человеком?».
Вот это явление, когда человек хочет решить все свои материальные и социальные проблемы через брачные отношения, я и называю латентной проституцией. Девочка хочет жить за мужем вместо того, чтобы жить с мужем. Лет сто тому назад это желание, может быть, и соответствовало историческим условиям. Сейчас это выглядит, с моей точки зрения, проявлением латентной проституции. К сожалению, еще раз повторяю, такое явление наблюдается и среди мужчин. Женщина является основным источником материального благополучия, а муж еще пытается распоряжаться ее финансами.
Занятие у нас прошло достаточно интересно. Многие девочки поняли прелести материальной независимости, одна из которых проявляется в возможности спать, с кем хочешь, а не с тем, с кем придется. Правда, больше я к занятиям в этой школе допущен не был.
Э.Берн в свое время хорошо сказал, что у секса есть один конкурент — дело. А у дела конкурентов нет. Так вот теперь я считаю, что тот, кто очень озабочен сексуальной проблемой, не очень эффективный производственник. У него плохо идут дела или у него просто нет интересного дело. Ведь энергию, которую организм выделяет на работу, нужно куда-то деть. Вот в секс она и уходит. И если сексом рано начинают заниматься подростки, то это просто потому, что в школе плохо налажен педагогический процесс.
А «любовные драмы» мне представляются тем грохотом, который возникнет во дворце культуры крупного завода, если там разместят заводское оборудование и оно начнет там работать. Если так долго будет продолжаться, то дворец культуры развалится. Вот почему любовная тягомотина выглядит весьма трагичной. Да и может закончиться трагедией. Вспомните хотя бы историю Ромео и Джульетты. Думаю, что если бы они были заняты интересным делом, как и подобает подросткам, трагедии бы не случилось.
Вот почему я все эти «драмы и трагедии» назвал любовной тягомотиной.
Теперь мне представляется, что хорошо и успешно решить сексуальную проблему и создать полноценную семью может только хороший производственник. Кстати, небольшое замечание для тех, кто заражен латентной проституцией. Хороший производственник не очень хорошо ухаживает. У кого хороший бифштекс, тот мало заботится о гарнире. А вот за ними устраивается охота. Вот я и хочу предупредить успешных — бойтесь обольстительных сладкозвучных сирен. Ниже головы у них когти.
НЕ ПУТАЙТЕ СЕКС С ЛЮБОВЬЮ
У нас часто сексуальное влечение называют любовью. Любовь и секс — разные вещи. И только в одном виде любви встречается секс — это в эротической любви.
Хочу дать определение любви Э. Фромма, которым мы пользуемся в практической деятельности: «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Как видно из определения — любовь, скорее, действие, чем чувство. При таком подходе все представления сдвигаются или принимают другой акцент.
1. Вместо разговоров, что некого любить, ставится вопрос: а можешь ли ты любить? Тогда получается, что любить могут только физически здоровые, духовно развитые и экономически независимые люди. А таковых очень мало.
2. Любовь никогда не бывает трагичной, даже если она не взаимная. Отсутствие взаимности может вызвать только огорчение у того, кто любит, и, скорее, не о себе. Это будет огорчение об объекте, которой не принял мою любовь.
Дорогие мои читатели, я сейчас, когда пишу эту статью, активен? Правильно, активен! Я заинтересован в вашем развитии? Да заинтересован. Тот, кто принял мою любовь и с ее помощью приобрел новые навыки, улучшил свое качестве жизни? Да, улучшил! Я рад этому! А те, кто не принял мою любовь? Разве для меня это трагично? Нет, конечно, но я огорчен за них. Ведь приняли бы мою любовь, им стало бы лучше.
3. При таком подходе базовой любовью является любовь к себе. Любовь к себе позволяет человеку развивать себя и организовать свои действия. Он понимает, что когда он читает нужные ему книги, занимается физкультурой и приобретает новые навыки, в этот момент он любит себя. Когда пьет водку и зря проводит время, в этот момент он себя не любит. Это базовая любовь.
Если я себя не люблю, то я лишен шансов на счастье в эротической любви. Раз я себя не люблю, значит, я плохой. И в этом случае, если я полюбил женщину, то, как честный человек, я должен уйти от нее. Нельзя же подсовывать дерьмо любимому человеку.
4. Человек нуждается в любви: в раннем детстве — в материнской, чуть позже — в отцовской. Это позволяет приобрести ему профессию и научиться любить себя и других.
Затем приходит черед эротической любви. Любили ли вас мама и папа, вы можете судить по тому, сколько у вас оказалось навыков, которые позволяют вам держаться на плаву в бурном океане современной жизни, заслужить счастье в эротической любви.
Секс — совсем другое дело. Это биологическая потребность. К сексу нас влечет так, как влечет нас к воде, пище и пр., но все-таки слабее. Попробуйте не пить сутки или двое, вы увидите, как вас начнет неудержимо тянуть к воде. Вы только о ней и думаете.
Вы считаете, что если воды еще дня два не добудете, то умрете. Если вы так думаете об объекте вашей «любви», то это не любовь, а влечение.
Для некоторых, особенно недоразвитых людей, дело заканчивается трагедией. Не добившись объекта любви, они кончают жизнь самоубийством. В более легких случаях обращаются за помощью, в худшем случае — к подруге (другу), в лучшем случае — к профессионалу, который поможет человеку научиться любить себя. Тогда обязательно придет счастье в эротической любви.
— Или сестренка моя будет жить у нас столько, сколько потребуется, или я подаю на…
Брат у меня всегда был человеком хитрым и расчетливым, но в этот раз он превзошел…
— Уж могла бы и поделиться, — шипела Лидия Борисовна. — Отдала бы добровольно деньги,…
— Правильно дочь моя детей воспитывает, — философствовала Нина Марковна, — не то, что ты!…
— Если надумаешь навестить мать, приезжай без этой! — названивала сыну Марина Романовна, — видеть…
Николай и Галина стали встречаться еще в школе, когда им было по шестнадцать лет. С…